Архив

Виктория Мусвик. Открытые чувства

Виктория Мусвик. Открытые чувства
18/01/2013 13:03

 


Открытые письма

Обычай посылать друг другу открытые письма - без конвертов и на более плотной бумаге, чем обычные эпистолы - появился сравнительно недавно, всего каких-нибудь полторы сотни лет назад или чуть больше. Приблизительно тогда же возникла почтовая служба в ее современном виде: на западе ее появление связывают с именем Роуленда Хилла, английского реформатора, вложившего особенные усилия в изменения почтовой службы в 1835-37 годах, а в России – с реформами 1830 года.  

Первую рождественскую открытку сделали в Англии в 1840х. Безусловно, и до этого люди посылали друг другу письма с картинками, дарили на Рождество гравюры и литографии, оставляли визитные карточки, лично развозя их накануне праздников по важным адресам. Однако именно в 1840х появилась именно массово воспроизводимая открытка.

А двигателем прогресса и на сей раз стала лень. Как гласит легенда, у английского чиновника сэра Генри Коула было слишком мало времени и слишком много родственников. Поэтому он попросил художника Джона Каллкотта Хорсли сделать, как сейчас бы сказали, дизайн карточки, чтобы потом ее можно было размножить в нескольких экземплярах. На первой в мире рождественской открытке была изображена сидящая за столом с бокалами в руке семья сэра Генри. Слева и справа расположились картинки назидательного плана, на которых более удачливые представители общества помогали слабым – как и следовало делать доброму христианину. Под картинками художник сделал надпись:  «Веселого Рождества и счастливого вам Нового года!»

Открытка очень понравилась родственникам Коула, и в 1843 с оригинала было отпечатано две тысячи экземпляров. Их продавали по шиллингу: для сравнения – несколько лет назад на аукционе одна из 12 сохранившихся копий «ушла» за 22,5 тысячи фунтов. Так родилась на свет коммерческая открытка.

То, что выглядит курьезом, на самом деле, конечно, было закономерностью. Ведь изобретатель и будущий директор музея Виктории и Альберта сэр Генри Коул в 1837-40 работал ассистентом того самого реформатора английского почтового ведомства Роуленда Хилла и чуть ли не приложил руку к созданию первой почтовой марки «Penny Black». И конечно, совсем не удивляет тот факт, что одновременно с изобретением «массовой» открытки придумали и фотографию: растущее население городов отчаянно нуждалось в простых и понятных художественных практиках, руку к которым при желании мог приложить каждый.

В 1869 в Австро-Венгрии выпустили в свет открытку с отпечатанной на ней маркой. В 1870 в военном лагере Конли появилась на свет открытая почтовая карточка с литографией. Постепенно открытки с картинками распространились по миру и превратилась в один из самых популярных способов общения друг с другом.

В России «открытые письма» без иллюстраций выпускались с 1872 года, но монополией на их производство обладало только Почтовое ведомство. Это сильно тормозило прогресс: ситуацией не были довольны ни издатели, упускавшие из рук прибыль, ни покупатели, которым хотелось красивых и изящных почтовых карточек. В 1894 году монополию наконец-то отменили, и начался массовый выпуск иллюстрированных открыток частными издательствами. А первая русская рождественская открытка была напечатана в 1898 году общиной Святой Евгении.

Фотографическая – или, как ее еще называют, документальная – открытка вошла в обиход приблизительно в это же время. Она пришла на смену снимкам в формате визитной карточки и кабинеткам: в отличие от них открытки было проще производить, массово распространять и не надо было наклеивать на паспарту. А в октябре 1908 года журнал The Photography Miniature посвятил фотооткрытке целый номер. К этому моменту она переживала самый настоящий бум: в 1907 в одной Германии было продано 1,5 миллиона таких карточек.

Среди самых интересных ранних фотооткрыток – изображения обнаженных красоток и видовые снимки, «типы» жителей той или иной страны и фотооткрытки Сергея Прокудина-Горского. Свой рассказ о них я попросила прокомментировать коллекционера и куратора Сергея Бурасовского.

 

 

Обнаженная натура

Одними из первых получили распространение открытки весьма фривольного содержания. Производили их, как и следовало ожидать, в основном во Франции, а также в ряде других стран.

Конечно, такие карточки, даже когда они выпускались в нескольких экземплярах, не принято было посылать по почте: ими полагалось любоваться украдкой. Ведь официальному запрету подвергались даже довольно скромные по сегодняшним меркам открытки с морского побережья с томными дамами в купальных костюмах.

Поплатиться мог и сам автор - за излишне откровенные снимки. Как пишет известный чешский историк фотографии Рудольф Скопец, еще в 1856 году некто Ф.Й.А.Фридрих показывал в Чехии парижские стереоскопические изображения; его приговорили к 48 часам заключения за то, что он за особую плату показывал желающим фотографию непристойного содержания. Наказание было по его ходатайству заменено денежным штрафом, однако когда Фридрих, открывший в Праге ателье, добивался звания придворного фотографа кайзера, он получил отказ – именно из-за этого случая. Неудивительно, что большинство авторов ранних эротических карточек были анонимами. Курьезные истории о ранней фотооткрытке ню, а также об эротическом изображении в целом можно почитать в эссе Скопца (http://www.prooptiku.ru/istoriya-fotografii/item/118-ist_foto_009).

Едва ли ни единственным путем законно опубликовать фотографию ню во многих странах было сделать этюд обнаженного тела с «художествнеными» целями – например, с целью изучения пропорций живописцем. Однако даже за выпуск открыток с фоторепродукциями произведений с обнаженной натурой знаменитых авторов прошлого можно было поплатиться – ведь и в помещениях их иногда демонстрировали в «прикрытом» виде. Что совершенно неудивительно – все мы знаем, что в викторианской Англии тканью драпировали даже ножки рояля, чтобы не вводить в смущение присутствующих. Так что фоторепродукции известнейших произведений Тициана и Микеланджело нередко конфисковались властями, так как могли оказать плохое влияние на подрастающее поколение.

Изображения известных актрис или «этнографических» моделей также нередко были лишь поводом для того, чтобы полюбоваться полуоткрытым женским телом, а вовсе не изучать антропологические черты других рас. Открытки «обнаженки» прилагались также к книгам - пособиям для медиков – некоторые из них были сделаны с явно ненаучными целями.

В СССР открытка с обнаженной натурой пропала практически полностью, даже авторская – все помнили историю заключения Александра Гринберга, и мало какому фотографу хотелось повторить его судьбу. Но после десятилетий забвения советского времени «обнаженка» вернулась в послевоенных самопальных кустарных открытках. Впрочем, на них были не только полуголые прелестницы, а цветы, улыбающиеся дети, котята: так в культуру снова проникал мир интимного, частного, отринутого было как «буржуазное». Часть из них была скопирована и переснята с европейских карточек, попавших в страну после победы в Великой отечественной – русские тексты писались на негативе или «заготовке» самой открытки от руки.

 

Открытки с «реальными людьми»

Упоминание китча выводит нас к еще одной, не менее важной для истории открытки теме.

В 1903 году Кодак выпустил особую «открыточную» камеру - 3A Folding Pocket Kodak Camera (увидеть ее можно вот здесь http://www.vintagephoto.tv/3afpk.shtml). При помощи этого аппарата самые обычные люди могли делать снимки и затем перенести их на специальные заготовки – фотобумагу «открыточного» размера. На ней можно было напечатать кадры, полученные и с помощью других камер, но для этого приходилось прибегать к большему количеству ухищрений. Именно поэтому многие из фотооткрыток эпохи, которые на первый взгляд выглядят как «всамделишные» издательские карточки, на поверку оказываются личными, уникальными, существующими в единичных экземплярах вещицами. В интернете есть множество сайтов, где люди делятся такими открытками, их коллекционируют, о них пишутся статьи и книги.

Несколько лет назад на выставке «Красиво жить не запретишь» в МДФ мы видели множество дореволюционных открыток с различными «рюшечками» из собрания Михаила Голосовского. Был там, к примеру, портрет солдата, окруженного замысловатым рисунком с надписью «В память о моей службе», изображение гимназистки, с которого нарисованная упитанная женщина мифологического вида отдергивала тяжелый занавес и карточка, на которой к волосам героини снимка «для красоты» был приклеен треугольничек из бархата и перьев. Вообще, на такие открытки – и отпечатанные типографским способом, и сделанные по личному заказу – нередко прикрепляли дополнительные украшения, скажем, блестки и даже натуральные волосы. Существовали карточки с вышивкой по фотооснове, а на изображения котят приделывали игрушечные глаза-бусинки и банты из настоящей ленты.  А некоторые открытки доносят до нас на обороте настоящую драму (с авторской орфографией): «Милый Вовусик! Так бы хотелось целоваться все кипит вомне но (…) опять меня строшит, что про тебя говорят, что ты с другой шалишь, но тогда все пропало. (…) Твоя Манюшечка». На некоторые из таких открыток можно посмотреть вот здесь: http://www.mamm-mdf.ru/exhibitions/beautifully-live-not-forbid/

Что касается новой кодаковской технологии, то ее также использовали странствующие фотографы, которые документировали жизнь различных городов – архитектуру, пейзажи, быт. А также различные события: праздники, пожары, демонстрации. Такие карточки также нередко использовали для рекламы или объявлений о продаже домов.

Другой вариант открытки «с реальными людьми» - авторские карточки. Одну из них описывает известная кулинар и писатель Джулия Чайлд – они сделали с мужем открытку с изображением себя в ванной и отправляли ее своим друзьям из Парижа на день святого Валентина. По словам Сергея Бурасовского, в 1980е в СССР и постсоветской России получили распространение особые авторские «открытки PF»: «Каждый фотограф делал свою авторскую открытку и рассылал друзьям. Печатали ручным способом, ставили год, некоторые расписывались. Например, таких много было у Жени Мохорева. Там было в основном два типа открыток – поздравительные (к праздникам) и ню».

О том, что такое «пээфка» (с итальянского «per felice» - «на счастье»), можно подробнее почитать, например, вот здесь: http://photo-element.ru/analysis/PF/PF.html.

 

Пейзажи и типажи

Появление столь простого способа запечатления реальности, как фотография, вытеснившего прежние массовые способы распространения знаний о мире – литографию и гравюру - породила сразу три вида широко распространенных «маний»: портретоманию, любовь к «видам» и этнографическую съемку «диких» народов.

Во второй половине 20 века все население ведущих стран словно сошло с ума в желании увидеть мир: новые средства сообщения породили бум путешествий. Как пишет в своей «истории фотографии» Кантен Бажак, «этнографический ведутизм» прежде всего охватил страны Большого Тура (Италию и Грецию) – туда обычно отправлялись состоятельные студенты и отпрыски богатых семей для окончания образования, а затем и «экзотический Восток». В самых разных странах появилась масса ожесточенно соперничавших фотомастерских, изготавливавших открытки с видами, которые путешественник мог захватить с собой или послать друзьям.

В России все это соединилось со своей собственной повесткой дня – интересом не только к модным курортам (тот же Крым в 1912 году посетило более миллиона человек) и природным диковинкам, но и к самым разным местностям и народам огромной империи. И если «русские типы» Вильяма Каррика распространялись еще в виде визиток и кабинеток, то колоритные типажи и виды городов Максима Дмитриева активно печатались уже на открытках. Кстати, многие из них вошли в книгу «Почтовые открытки Максима Дмитриева», выпущенную несколько лет назад в Нижнем Новгороде, – в нее было включено 800 нумерованных самим автором карточек и еще несколько ненумерованных серий из собрания коллекционера Льва Тельнова (Нижний Новгород: «Книги», 2008).

Большое распространение получили также открытки с изображениями народов российской империи в национальных костюмах, часто раскрашенные. Иногда это постановочные кадры, в других случаях люди показаны на природе или в обычных для себя бытовых условиях, во время исполнения национальных танцев или следования каким-либо обычаям. Такие открытки выполняли тогда важную объединяющую функцию: они создавали у людей чувство единства уголков большого государства.

Большой популярностью пользовались и виды различных местностей – например, в исполнении Василия Сокорнова. В среде историков фотографии широко известна байка о том, как молодым и не очень удачливым художником он поехал в Крым лечиться от болезни легких – и не только отлично поправил здоровье, но и нашел новый источник дохода: видовую фотографию. Первые 20 открыток купил князь Юсупов-Сумароков-Эльстон-старший, немедленно заказав автору еще несколько сотен таких же карточек. Увлекательную историю о том, как открытки прославили Сокорнова на весь мир, можно прочитать вот здесь: http://club.foto.ru/classics/life/26/

Нельзя не вспомнить здесь и ученого, большого энтузиаста и изобретателя цветной фотографии Сергея Прокудина-Горского. Еще в 1905 году он представил уже упоминавшейся Общине Святой Евгении предложение сделать серию открыток по мотивам своих съемок народов и мест Российской империи – в списке было более чем 4 сотни сюжетов. Сколько было отпечатано открыток достоверно неизвестно, видимо, не меньше сотни. А Прокудин-Горский занялся затем куда более грандиозным проектом: он хотел запечатлеть самые разные места Российской империи, запланировав сделать 10 тысяч снимков. К сожалению, воплощению этих планов помешала революция, но итогом работа двух десятилетий стала огромная «Коллекция достопримечательностей Российской империи» (около 3,5 тысяч кадров).

Почтовые карточки с архитектурой и пейзажами Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода и других городов начала 20 века в наше время особенно интересуют исследователей быта и нравов горожан эпохи. Так, исследовательница Анна Ларина сначала защитила диссертацию о документальной открытке на рубеже 19-20 веков (с особым упором на фотооткрытки с изображениями Москвы), а затем написала книгу «История Москвы в почтовой открытке» (Москва: Москвоведение, Московские учебники, 2010).

 

Детская тема

Особой популярностью пользовались также ранние открытки с изображением детей. Чаще всего это улыбающиеся и счастливые дети, что объяснялось не только «сентиментальными вкусами эпохи» (хорошо видимыми, например, в работах Джулии Маргарет Камерон): многие из этих открыток и предназначалось для пересылки ребятишкам. Ведь уехавшие из дома родители или живущие вдали бабушки и тетушки не имели возможности общаться с ними по телефону или часто видеться – об их любви могла рассказать почтовая карточка.

Открытки посылали на общие праздники, дни рождения или во время туристических поездок, а дети сохраняли их и даже помещали в альбомы. Основой для этих открыток нередко становились постановочные фотосессии, ориентированные на композиции, взятые из живописи. Пользовавшиеся наибольшей популярностью сюжеты существовали в нескольких видах – черно-белом, покрашенном и полностью раскрашенном; от этого зависела их цена: цветные были существенно дороже, так как раскрашивали их вручную.

Детские открытки до 1917 года в России пользовались такой популярностью, что зачастую своих производственных мощностей не хватало: тиражи заказывались в Европе. Обо всем этом, кстати, можно узнать на проходящей сейчас в ГМИИ им. Пушкина выставке «Мир детства. Открытки, фотографии, детские рисунки, игрушки. Россия, Германия, Франция. Первая половина ХХ века» (http://www.arts-museum.ru/events/archive/2012/12/childhood/index.php)

Интересно, что, по словам Сергея Бурасовского, «детская тема» стала снова популярной в 1930-40е: «Тогда снова стали делать очень много открыток с детьми. У меня в коллекции вообще есть очень странные открытки – например, «милитаристские дети». Их всего штук двадцать: дети с вооружением, на деревянных танках. Сопровождается все это стихами и заканчивается портретом Сталина. Я все время думаю, что надо их показать АЕСам, очень уж они перекликаются с их проектами. А самое странное - там очень много плачущих детей и мало смеющихся. Такие все, насупившиеся. Я как-то читал советскую искусствоведческую книгу, там было прямо написано: «Искусство не бывает веселым». Вот, видимо, до революции не претендовали на это высокое звание, а тут уже стали делать большое искусство».

 

Ретро-открытки

В 20 веке с развитием других средств связи, а также во время экономического спада после Второй мировой традиция обмена «открытыми письмами» с видами, портретами и ню постепенно сошла на нет, оставив после себя лишь след в виде поздравительных открыток к различным праздникам; да и те мы теперь чаще отправляем виртуально.

В России на угасание открытки повлияла и Октябрьская революция – достаточно долгое время обмен карточками «к праздникам» считался «буржуазным дурманом», упаднической и нуждающейся в искоренении традицией. Да и само празднование Нового года вернулось к нам только к середине тридцатых. Дольше других продержалась видовая фотооткрытка - со снимками корифеев фотографии Владислава Микоши, Эммануила Евзерихина, Наума Грановского и некоторых других. Но и она, к сожалению, захирела – наборы карточек с видами городов послевоенного и особенно застойного времени (в основном издательства «Планета») довольно однотипны и не очень интересны.

А вот в наше время старая фотография обрела новую жизнь в юмористических ретро-открытках: к «исторической» картинке, часто раскрашенной на нынешний лад, пишется нарочито современная подпись. К числу моих самых любимых относятся открытки западных издательств Cath Tate (несколько серий, особенно «Loose Knits» и «Photocaptions») и Anne Taintor (серия «Vintage Revisited») – снимки начала и середины 20 века в сопровождении совершенно неожиданных комментариев, которые вызывают приступы смеха. Иногда, впрочем, это смех сквозь слезы.

 

Виктория Мусвик

 

 

 

Иллюстрации:

открытка Коула: http://en.wikipedia.org/wiki/File:Firstchristmascard.jpg

винтаж ньюд посткардс этнография: http://www.flickr.com/photos/sikelianos/sets/72157594349399974/

открытки детей: http://pesochnizza.ru/detishki/retro-foto

открытка Джулии Чайлд: http://www.vanityfair.com/dam/culture/2009/08/julia-child-0908-05.jpg

кавказские типажи: http://www.blago-mh.ru/issues/16-17/24_cards.php

открытки Дмитриева: http://www.n52n.ru/nn/photos/stariy-nizhniy-novgorod/otkritki-maksima-dmitrieva.html

Кет Тейт: http://www.cathtatecards.com/cards/

Анн Тейнтор: http://annetaintor.com/