Хроники

Русская фотоэкспедиция.
Андрей Баскаков

William Carrick
18/08/2013 23:49

Как только первый фотографический аппарат вышел из комнаты изобретателя, он начал фиксировать жизнь вокруг, всё более удаляясь в вечном стремлении открыть новые поразительные места и их обитателей.

Появление фотографии в России лишь немного отставало от темпов её распространения в европейских странах. Первыми фотографами, отправившимися в экспедиции по стране в конце XIX - начале XX столетия, стали Вильям Каррик - шотландец по происхождению, всю жизнь проживший в России; Максим Дмитриев - нижегородский фотограф, выходец из крепостных крестьян; Сергей Прокудин-Горский - дворянин, получивший образование в Петербурге и Германии, изобретатель цветной фотографии.

Манящая провинция

Вильям Каррик (1827–1878) родился Эдинбурге, но уже через год после его рождения семья переезжает в Россию, в Кронштадт, а потом и в Петербург, где впоследствии будущий фотограф закончил Императорскую Академию художеств.

В начале 1850-х годов, будучи в Риме, Вильям увлекается фотографией и по возвращении в Россию начинает ею заниматься. В 1857 Каррик вместе со своим другом Джоном Макгрегором открывает фотоателье в центре города, на Малой Морской, 19. Каррик не ограничивается  съёмкой заказных портретов, приносящей основной доход, но также снимает типы горожан, а затем выходит с камерой на улицы города, где его героями становятся представители низших общественных сословий.

Приобретя опыт в проведении натурных  съёмок не только в Петербурге, но и в столичных пригородах, в 1871 году Вильям Каррик с помощником Джоном Макгрегором отправляется в экспедицию в достаточно удалённое Среднее Поволжье — Симбирскую, Саратовскую и Самарскую губернии. Места аграрные, бедные, населённые по большей части крестьянами, лишь немногим более десяти лет назад освободившимися от крепостной зависимости.

Фотографы работают самозабвенно, делая в отдельные дни по 20–25 сюжетов камерой 9 х 12 см, изготавливая негативы непосредственно перед съёмкой, а затемм консервируя их для последующей проявки дома. Снимая крестьян в быту, в работе, на отдыхе Вильям Каррик впервые в отечественной фотографии создает столь полный альбом о людях Российской империи. Отдельно складывается серия типов народностей Поволжья, населённого не только русскими, но и татарами, мордвой, чувашами, марийцами.

Впоследствии Каррик ещё дважды выезжал в поволжские губернии, сделав в общей сложности 700 фотографий. 

Первая социальная фотография в России

Кулачный бой перед ночлежным домом Н.А.Бугрова, Нижний Новгород

Вне сомнения, первым фотографом-репортёром в России можно признать Максима Петровича Дмитриева (1858–1948), рожденного крепостной крестьянкой в Тамбовской губернии. Он окончил три класса церковно-приходской школы, после чего мать устроила его подмастерьем к известному фотографу Настюкову в Москве, где Максим не только освоил ретушь и основные фотографические процессы, но и познакомился с изобразительным искусством, посещая воскресную школу в знаменитом Строгановском художественном училище.

В конце 1880-х годов Дмитриев приезжает в Нижний Новгород с целью открыть собственную студию, учится у известного фотографа и художника Андрея Карелина, работает на знаменитой всероссийской Нижегородской ярмарке.

Добившись результатов в  съёмке заказных портретов, он выходит с дорожной камерой 18 х 24 см на улицы города. Первый опыт репортажной  съёмки Дмитриев приобрёл в 1891–92 году, отправившись в экспедицию по районам Нижегородской губернии, наиболее сильно пострадавшим от засухи летом 1891 года. Фотограф в своей мастерской напечатал альбом, отобрав 50 фотографий, наиболее полно отражающих бедственное положение крестьян. Все это значительно повлияло на сбор средств в пользу голодающих.

Следующим масштабным проектом Максима Дмитриева стали несколько продолжительных экспедиций по Волге, начатые в 1894 году. На всём протяжении реки он снимает архитектуру городов и виды местности, а также жизнь рыбаков, земледельцев, артельщиков. Значительный цикл этой поволжской серии, — жизнь старообрядцев, которые скрывались в заволжских лесах от преследования властей, их молельные дома, монастыри.

Творческое наследие Дмитриева — несколько тысяч негативов и фотографий, хранящихся в Нижегородском государственном архиве и музеях Нижнего Новгорода, — не имеет равных по качеству и количеству среди подобных коллекций XIX века.

Русский цветной альбом

из альбома "Россия 1905-1917"

Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863–1944) родился во Владимирской губернии в семье потомственных дворян. Происхождение в значительной степени предопределило всю его жизнь. Он учился в знаменитом Александровском лицее в Петербурге, слушал лекции в Технологическом институте и на физико-математическом факультете Санкт-Петербургского университета, увлекался музыкой, изучал живопись в Академии художеств, а также учился и преподавал химию в Германии, где и увлекся перспективой получения цветного фотографического изображения в лаборатории знаменитого химика профессора Адольфа Митте. Опыты по цветоделению приводят его к изобретению эмульсии, способной фиксировать цвета солнечного спектра практически без искажений.

Изобретение эмульсии открыло перед автором огромный простор для решения творческих задач, причём главным он считал возможность запечатлеть в цвете всё многообразие Российской империи, её ландшафтов, архитектурных памятников, технических сооружений. Но главное — этот проект позволял показать всё многообразие народностей, населявших Россию.

Знаковым событием в биографии фотографа стала аудиенция у императора Николая II в 1909 году. Показанные на экране цветные слайды произвели на Государя сильное впечатление, следствием чего стало высочайшее распоряжение о материальной и технической поддержке экспедиций Прокудина-Горского по России, с разрешением снимать везде и даже выделением для этого специально оборудованного железнодорожного вагона. Предполагалось в течение 10 лет сделать 10 тысяч фотографий, от Балтийского моря до Тихого океана. Эти материалы предполагалось использовать в целях просвещения, прежде всего школьного.

Впервые в истории России фотографический проект приобрел статус государственного, что, разумеется, сказалось на его результатах. В последующие три года Прокудин-Горский снимает в северной части России Мариинскую водную систему, промышленный Урал, Волгу от устья до Нижнего Новгорода, в центральной части — места, связанные с Отечественной войной 1812 года, а также фотографирует в Азии, на Кавказе, в Сибири. 

После Октябрьской революции Прокудин-Горский покидает Россию и обосновывается во Франции, где сначала безуспешно занимается цветным кинематографом, а потом вместе с подросшими сыновьями — коммерческой фотографией.

Архив Сергея Прокудина-Горского в 1948 году наследники продали Библиотеке Конгресса США, где в начале XXI она была оцифрована и получила права открытого пользования. Это дало возможность в полной мере оценить значение труда фотографа в истории России.