Архив

Виктория Мусвик. Сильные люди

Виктория Мусвик. Сильные люди
16/01/2013 13:45

     Врачи и спасатели, волонтеры, помогающие слабым, и дети, преодолевающие тяжелые недуги, пережившие исторические испытания пожилые люди и нынешние миротворцы ООН – герои 70 фотосерий и мультимедийных презентаций, поданных на конкурс «Сильные люди». Его итоги подвели в Томске в декабре.
     Эта удивительная история, которую можно смело назвать «прорывом года», развивалась практически на моих глазах – от момента задумки до голосования жюри. За работой томской Фотоакадемии я слежу уже несколько лет – все началось с приглашения приехать туда с лекциями. Об идее «Сильных людей» мне рассказала в самом начале этого года (2012) томский искусствовед Екатерина Кирсанова, которая и до этого, зная о моем интересе к волонтерскому движению, иногда присылала мне ссылки на проекты вроде фотоистории «Про Наташу» томского фотографа Динары Касимовой (она живет сейчас в Петербурге) или на удивительный конкурс фэшн-моделей инвалидов «Особая мода».
     Мысль о «Сильных людях» возникла у директора Фотоакадемии Натальи Почтаревой с Е.Кирсановой после первого томского «Социального форума-2011», собравшего вместе участников НКО и гражданских активистов. Как говорит Е.Кирсанова, после этой программы «народ активизировался»: «До этого вроде и хотели снимать, а какого-то стимула не было. И стимул - не только конкурс или выставка, но и та среда общения близких людей, которую удалось создать благодаря мастер-классам и так далее». В феврале вместе с Н.Почтаревой они написали концепцию и подали заявку на грант; администрация области их заявку удовлетворила.
Изначально организаторам хотелось показать людей «сильных в смысле социальной ответственности». Однако в итоге получились конкурс и выставка со значительно более широким подходом к определению понятия «силы». Вообще, резонанс этого проекта, а также разнообразие тем, подходов к материалу, само качество проектов (а ведь большинство из них было снято любителями – и это было, конечно, иногда видно, например, в огрехах отбора и подписей) оказались совершенно неожиданными.
     В жюри я попала случайно – в последний момент меня попросили заменить одного из его членов: проектов оказалось слишком много, человек не успевал. Свое участие в нем я считаю огромной для себя удачей: иначе я бы вряд ли нашла время всмотреться во все серии и, возможно, так и не узнала бы, что за пределами Москвы и Петербурга появилась новая «точка силы». В этой колонке я хочу рассказать о наиболее важных и интересных проектах конкурса. Некоторые из них не попали в тройку лучших, чуть-чуть не дотянув по баллам – соревнование было очень бурным, проекты шли ноздря в ноздрю, а среди членов жюри не было однозначности в оценке. Я могла бы выделить не менее десяти-пятнадцати серий, которые были достойны занять призовые места.

     Осмысляя прошлое
    Еще недавно я писала, что в нашей фотографии, в отличие от проектов латиноамериканских или арабских авторов, практически не происходит осмысление прошлого, особенно его самых тяжелых, травмирующих эпизодов: как будто образовалась эмоциональная дыра между современностью и историей. На «Сильных людях» я вдруг увидела сразу несколько серий тонко, терпеливо и глубоко исследующих эту проблематику. Именно они и заняли первое и второе места на конкурсе.
     «Счастье казака» Оксаны Луговой (http://photoacademy.info/stories/schaste-kazaka/) – мультимедийное эссе об Алексее Харитоновиче Нестеренко, добровольцем ушедшем на войну и попавшем в плен в 1943. Тяжелая работа в немецком концлагере после освобождения союзниками-французами сменилась для него десятью годами ГУЛАГа – именно так поступало с пленными государство, пообещавшее им прощение. Как пишет Луговая: «Через всю жизнь казака ГОЛОД проходит «красной нитью». С первой своей зарплаты… он впервые досыта поел и, стоя в очереди в столовой, думал «…что все люди вокруг меня очень и очень богатые… и заходят каждый день и каждый раз заказывают себе такие шикарные обеды.» … И именно ГОЛОД погнал его сдаваться в плен…» Черно-белые снимки сопровождаются текстами исторической справки, цитатами из неопубликованной книги Нестеренко «Пасынки Родины», а также мастерски подобранным звуковым рядом: рассказом самого казака, отголосками завывающей зимней бури, лаем сельских собак. Проект затрагивает самые глубокие чувства и противопоставляет живое прошлое бюрократизированному взгляду на историю казачества и на войну как на цепь громких побед. Единственный недостаток проекта Луговой – некоторая монотонность: презентацию можно было сделать чуть короче.
     «Мультимедии» вообще оказались одним из самых сильных мест конкурса. Как минимум пять из них были сделаны на высоком уровне, и это заставило меня задуматься о собственной изменившемся восприятии: десять лет назад я бы безусловно предпочла им более «обычным образом» устроенные фотопроекты. Тема же репрессий и их влияния на последующие поколения затрагивалась, например, в мультимедийной истории о российских немцах «Депортированные» Натальи Рябцевой (http://photoacademy.info/stories/deportirovanne/) – летописи целого народа, «обреченного на десятилетия репрессий, дискриминации и замалчивания». Сюда оказался включенным очень разнообразный материал: черно-белые архивные снимки, фотографии документов, музейных реликвий и памятников, современные портреты репрессированных людей, а также рассказы самих героев кадров.
     Второе место на конкурсе заняла более «классическая» фотоистория Лилии Даричевой «Моей бабушке посвящается…» (http://photoacademy.info/stories/moej-babushke-posvyashchaetsya/). Рассказ, сложенный из 16 черно-белых снимков, повествует о 81-летней Анфисе Андреевне Ереминой, которая живет в селе Володино с 1949 года – в доме, построенном ее дедом в 1891. Эпизод, в котором молодая женщина, еще не оправившись после родов, вышла на работу и получила инвалидность 1 группы из-за обострения болезни сердца, трогает до слез. В фотографиях Даричевой большое место занимает вещный, бытовой мир современной российской деревни, в которой до сих пор по старинке стирают на ребристой доске в тазу и прядут на «раритетной» прялке, доставшейся героине от собственной бабушки. Соединение правдивого повествования о переживаемых трудностях с общим ощущением силы не сломленного судьбой и бережно хранящего уклад человека создает особое настроение этой серии. В ней также одновременно видно явное знание современных тенденциях фотографии (например, композиционная и жанровая разноголосица кадров) и отечественной традиции: в отдельных снимках здесь угадывается влияние и дореволюционных авторов, и газетных репортажей 1970-80х.
     К сожалению, на конкурсе было несколько серий, увлекающих героями или фактурой, но не очень интересных именно фотографически. Так, откровенно провальными были репортажи о праздновании 9 мая, сбивавшие с ног градусом пафоса, но не давшие практически никакой фактуры – а ведь именно в Томске в 2012 прошел по улицам «Бессмертный полк», готовая история для фотосерии! Также совершенно не захватывала серия Кристины Рейс (http://photoacademy.info/stories/istoriya-dlinnoyu-v-desyat-let/) – портреты педагога Валентины Зарубиной, которая вместе с другими учителями и школьниками создала в 2006 проект «Прощение и память». Эта группа, решившая ликвидировать белые пятна в истории России 1930—50х, например, провела три экспедиции по местам массовой высылки репрессированных в Каргасокском районе по рекам Обь, Васюган и Нюролька. Однако сам фотопроект так и не смог объединить вместе хорошо написанный текст и очень скучные снимки.

     Неравнодушные
    Третье место на конкурсе занял мультимедийный проект «Елена – одна из добровольцев» Ольги Хорошиловой (http://photoacademy.info/stories/elena-odna-iz-dobrovolcev/). Эта видеопрезентация, а также, пожалуй, не менее сильная, но более «классическая» фотографическая серия «Еда вместо бомб» Марии Горбулевой (http://photoacademy.info/stories/eda-vmesto-bomb/) рассказывают о томских волонтерах, каждую неделю готовящих еду для бездомных. Две фотоистории дополняют друг друга, создавая объемный, целостный портрет нового для России явления – волонтерства, одновременно рассказывая очень личные истории и тех, кто помогает, и тех, кому оказывается помощь: «Они действуют от сердца, от убеждения, что мир меняют, начиная с себя, и верят, что могут изменить. У них нет машины, у многих нет зарплаты или даже стипендии. То, что они отдают - часто все, что у них есть в этот день… Люди, которым предназначена помощь, очень разные и оказались в таком положении в силу разных причин. Обычно на раздаче присутствуют 3-5 человек кормящих и в среднем 15 нуждающихся».
     Движение волонтеров развивается в России особенно активно в последние несколько лет: люди, объединенные вместе в небольшие некоммерческие и часто не зарегистрированные официально организации и микросообщества, опекают слабых, приходят на помощь другим во время природных и техногенных катастроф и просто делают что-то, что объединяет нас вместе. На «Сильных людях» было показано сразу несколько проектов, рассказывающих о волонтерах или сделанных самими участниками этих движений.
     Достойна отдельного упоминания, например, очень сильная, хотя и не получившая призов серия Никиты Гончарова «Реальные волшебники» (http://photoacademy.info/stories/realne-volshebniki/) – о ребятах, основавших проект «Создай свое будущее сам». Его цель – «вдохновить людей на изменение собственных жизней и того, что их окружает, показать, что реальность податлива, и если захотеть, от нее можно получить желаемое, мир изменить можно, для этого нужно меняться самому… Это глобально. А более локальная задача, как говорят сами парни, «в каждый двор установить турник». В этом рассказе очень хорошо работает связка «подпись-картинка»: это действительно целостный нарратив, развивающийся по законам фотоповествования, с началом, кульминацией и завершением, но текст здесь не довлеет над изображением, а привносит в него новые пласты смысла. Проект также представляет несколько точек зрения на проблему, включая мнения недовольных действиями участников движения.
     Интересна фотоистория «Мы – это вы» Марии Аникиной (http://photoacademy.info/stories/m-eto-v/). Ее герои – «Странные люди»: «Это не организация, не движение, и не объединение, это люди, которые не любят мусор. Люди, которые откликаются на приглашения в социальных сетях, приходят на субботники убирать мусор и рисовать на стенах». Довольно интересным мне показалось решение фотографа сделать снимки черно-белыми, хотя происходящее на них совершенно явно яркое, полноцветное и очень «современное» по графике. Строгие по тонам кадры по «туннелям памяти» неожиданно провели меня в мое собственное детство с его тимуровским движением, соединив прошлое с настоящим.
     Сразу две серии – «Содружество» Алены Филипповой (http://photoacademy.info/stories/sodruzhestvo/) и «Приют» Сергея Баканова (http://photoacademy.info/stories/priyut/) были посвящены деятельности приютов для домашних животных. К сожалению, поклонники первого проекта совершенно явно поучаствовали в интернет-накрутке себе голосов на приз зрительских симпатий, а второй проект оказался небезынтересным, но крайне небрежно отобранным. Не очень хорошо сделанными оказались и две истории про фонд помощи детям с онкозаболеваниями «Аленка» (http://photoacademy.info/stories/elena-petrova-silnaya-radi-detej/ , http://photoacademy.info/stories/istinnoe-sostradanie-eto-dejstvie/), хотя работа их основателя Елены Петровой вызывает огромное уважение.

     Сильные духом
    На конкурсе оказались представленными не только волонтеры, но и те, кому они помогают. Множество проектов было посвящено тем, кто ежедневно преодолевает трудности в своей собственной жизни, не теряя при этом человеческого достоинства и радуясь каждому дню.
    Меня поразило сразу несколько серий. Фотоистория «Первоклассница София» Татьяны Шершневой (http://www.photoacademy.info/stories/pervoklassnica-sofya/) – это рассказ о девочке, которая перенесла операцию на мозг и химиотерапию, а теперь выздоровела и идет в первый класс. Трогательные и нежные, черно-белые фотографии без подписей не претендуют на создание какого-то глобального образа. Пожалуй, им не хватает выразительности, но именно в этой «негромкости» и есть изюминка серии, раскрывающей героическое в жизни маленькой, но очень стойкой девочки.
    История «Сохраняя свет», рассказанная Марии Аникиной (http://www.photoacademy.info/stories/sohranyaya-svet/) – это фотоповествование о ежедневном труде матери Леши Панова – инвалида детства, переболевшего ДЦП. Благодаря Ирине Алексей умеет читать и писать, живет полноценной жизнью и даже забирался на гору Машук. Однако снимки и подписи оставляют ощущение щемящей грусти: «Проблема большинства родителей больных детей, - говорит Ирина, – это неприятие диагноза. Я часто слышу от молодых мам ребятишек, больных ДЦП: «Я все силы положу, но он у меня к первому классу пойдет». А если не пойдет?». Резонирует с ней и серия «Обычные фотографии – необычная история» Анастасии Молостовой (http://www.photoacademy.info/stories/obchne-fotografii-neobchnaya-istoriya/) – о молодых родителях, ставящих на ноги малыша, родившегося сразу с несколькими заболеваниями. Мне показалось довольно любопытным, выделяющим ее из числа подобных проектов желание фотографа снять ее в виде студийных «семейных портретов», а не документального проекта. Здесь также нужно обязательно смотреть на подписи.
     Проект «Ирина» Кристины Заводцевой (http://www.photoacademy.info/stories/irina/) - это рассказ о молодой женщине по имени Ирина (Дорохова), которая после автокатастрофы оказалась прикованной к коляске, но при этом не отказалась от активной жизненной позиции. Она придумала школу моделей и конкурс одежды «Особая мода» для людей с ограниченными возможностями. Меня этот проект заинтересовал особенным взглядом фотографа, соединяющим общение на равных с восхищением, но не исключающим человека с инвалидностью из числа «обычных» людей. Портреты Ирины при помощи особых выразительных средств (ракурсов, световых решений, внимания к деталям одежды и украшений) создают ощущение волевого, красивого, уверенного в своих силах человека – такого, каким хотели бы быть многие.
     Серия «Не важно кто ты, важно, куда ты идешь» Евгения Тамбовцева (http://www.photoacademy.info/stories/ne-vazhno-kto-t-est-vazhno-kuda-idesh/)– несколько цветных снимков о фотографе по имени Дима, потерявшем кисти обеих рук. К сожалению, этот проект сделан довольно монотонно, без внутреннего развития, а фотографии повторяют одна другую, но сама история вызывает восхищение мужеством героя кадров.
     Вообще, серии, рассказывающие о людях, переживших болезни и катастрофы, – пожалуй, одна из самых слабых частей конкурса. Несмотря на всю силу их героев, смотреть на сами снимки не очень интересно. Таковы, например, фотоистории спортсмена по имени Радий, который защищая семью от пятерых нападающих, потерял здоровье (http://www.photoacademy.info/stories/osveshchat-dorogu-drugim-radij/), инвалида Марины, заряжающей других, в том числе мужа, оптимизмом (http://www.photoacademy.info/stories/yarkaya-kak-solnshko/), слабовидящей девушки по имени Вера, надеющейся на лучшее (http://www.photoacademy.info/stories/vera-verit/). И дело здесь, видимо, не только в фотографии, но и в том особом положении, которые люди с инвалидностью занимают в нашем обществе, – они словно отделены от нас высоким забором, видимым (если речь идет, например, об интернатах ) или же незаметным. Фотографам, которые берутся за такие темы, приходится особенно сложно: найти эмоциональной контакт, визуализировать «замерзшие» чувства не только в текстах, но в визуальном контексте в данном случае очень непросто.

     Люди героических профессий
    Очень много проектов на конкурсе оказалось посвященным людям самых разных профессий, которые можно назвать «героическими»: спасателям, врачам скорой и неонатологической бригады, промышленным альпинистам, а также военным и спортсменам (например, про пауэрлифтера Василия Омельченко, тренирующегося в сельской местности самостоятельно, без тренера - http://www.photoacademy.info/stories/silnj-vo-vseh-smslah-etogo-slova/).
     Самой интересной для меня неожиданно оказалась серия «Про троллейбусы и людей» Алены Кардаш (http://www.photoacademy.info/stories/pro-trollejbus-i-pro-lyudej/) - тот самый случай, когда я пожалела, что призовых мест всего три, а не больше. Ее героями стали люди, которые присутствуют в жизни большинства горожан практически каждый день, но при этом остаются вне зоны видимости: их труд мы воспринимаем полуавтоматическим образом, как «само собой разумеющееся». Цветные фотографии в сопровождении хорошо продуманных подписей раскрыли зрителю незнакомый мир других людей. В снимках Кардаш хорошо видно как влияние советских снимков «людей труда», так и знакомство с современной фотографией и ее теорией, видящей саму суть этого вида медиа в выведении в мир зримого непривычного и незаметного. Однако снимкам «трогательных и настоящих» (так у автора) работников депо и водителей не хватает социальной критичности – что не преминули отметить комментаторы на сайте.
     Серия «Угрюмые сибирские мужики» Михаила Дронова (http://www.photoacademy.info/stories/ugryume-sibirskie-muzhiki/) оказалась захватывающим фотоповествованием о томских нефтяниках. Проект довольно удачно «микшировал» разные планы, жанры и композиции, цветную и черно-белую фотографию. К сожалению, последняя его часть – черно-белые портреты крупным планом – показалась «пришитой» сюда довольно искусственным образом. В фотоэссе «Спасатель» Елены Поповой (http://www.photoacademy.info/stories/spasatel/) отбор выразительных снимков в сочетании с информативными подписями, рассказывающими интересные подробности о работе героев съемки, спасает проект от некоторой избыточности официоза, который в нем также есть.
     Наконец, неожиданностью оказалась серия «Несущие мир» Егора Кукшенева (http://www.photoacademy.info/stories/nesushchie-mir/). Цветные портреты египетского, пакистанского, нигерийского, южноафриканского, турецкого, бенинского, российского, индонезийского, испанского, индонезийского миротворцев ООН заставили – пожалуй, впервые – задуматься о том, что стоит за обычными сухими строками репортажей, очеловечили ежедневные новостные сводки об очередных конфликтах, а кадры, на которых эти люди помогают охранять грузы и тушить лесные пожары, дополнили картину, создав цельную историю.
К огромному сожалению, все серии о врачах (а их было несколько) оказались довольно неудачными. Причем не только с художественной точки зрения: в них почти не чувствовались эмоции автора, соответственно, не было и контакта со зрителем. Как и инвалиды, врачи тоже оказались «за стеклом». И в этом, скорее всего, можно увидеть влияние «особенного» устройства системы помощи и социальной поддержки в нашей стране, поощряющей равнодушие и эмоциональное выгорание, убивающей на корню человеческий контакт. Не очень увлекали и истории о военных и молодежных военизированных организациях, хотя некоторые из них понравились другим членам жюри и зрителям.

     Повседневная жизнь
    Наконец, стоит упомянуть, что в конкурсе приняло участие неожиданно большое количество проектов о самых обыкновенных людях и их повседневной жизни. И хотя практически все эти глубоко личные, частные, интимные истории выходили за рамки заявленной темы и поэтому, к сожалению, не смогли быть отмеченными жюри, среди них было немало интересного.
    Удачно расширила тему конкурса, хотя и не получила призового места серия Никиты Гончарова «Сибирское запределье» (http://www.photoacademy.info/stories/sibirskoe-zapredele/). История нынешней жизни в окруженной болотами полузаброшенной деревне в 500 километрах от Томска – своеобразный комментарий к прошлому. Ведь Нарым - место политической ссылки революционеров и один из первых казацких острогов в области: «70% территории деревни занимает вода, преимущественно болота. Здесь 39 дней своей жизни провел Иосиф Сталин. Местная поговорка гласит: «Бог создал Крым, а черт – Нарым». Каждый снимок раскрывает какой-либо аспект повседневности. В целом серия сделана с явным знанием современных идей в области создания «исследовательских», социальных проектов. Правда, автору, к сожалению, не всегда удается удерживаться от высокомерия при описании местных обычаев.
    Сильная серия «Маленькая семья» Натальи Логиновой (http://www.photoacademy.info/stories/malenkaya-semya/) также не очень хорошо вписалась в основную тему конкурса. Черно-белая фотоистория о семье с тремя детьми, в которой каждый занят своим делом, но все ценят «моменты, проведенные вместе, и всегда стараются помогать друг другу», делает очевидным, насколько мы нынешние изголодались по таким ясным и вроде бы полным обыденности рассказам о труде, о счастье, о моральных нормах и о повседневной заботе друг о друге, показанным при этом без идеологических искажений или мертвящего, выхолаживающего официоза.
    Трогательный проект «Мама» Марии, Александра Минненковых и Ирины Бельдягиной (http://www.photoacademy.info/stories/mama/) – любительская серия про скрипачку и педагога с забавными подписями. А с историей-призером про бабушку перекликается «Источник силы» Татьяны Валентеевой (http://www.photoacademy.info/stories/istochnik-sil/) – рассказ о 78-летнем дяде Грише и его «внутренней силе», благодаря которой он прожил жизнь «честно, без злобы и сохранив любовь к людям». Впрочем, этот проект показался недоработанным: привлекали не сами снимки, а их герой.

***
     В целом, «Сильные люди» показали, насколько быстро и глубоко начинает развиваться фотография социальной направленности, как только несколько людей-«культуртрегеров» объединяют свои усилия. Здесь также выявилась любопытная грань между старым и новым и даже своего рода борьба между современной и архаичной фотографией; впрочем, некоторым авторам вполне удается находить опору в советской репортажной и даже дореволюционной документальной фотографии, при этом оставаясь в рамках актуального процесса.
    Также стоит отметить влияние исторических, социальных и политических моментов на сами выразительные средства, композиционные и художественные особенности  показанных проектов. Так, некоторые темы, которые еще в советское время или уже позже, в нашу нынешнюю эпоху были сильно бюрократизированы (тема ветеранов, патриотическое воспитание, «борьба за мир», православие, фольклор и народное творчество), трактуются даже молодыми авторами очень поверхностно. И, наоборот, – о явлениях, возникших в последние годы вне официальной рамки (например, о волонтерах), рассказать увлекательным фотографическим языком оказывается намного проще.
К другим проблемным узлам трудно получить доступ на уровне эмоций. Сопереживание оказывается сложным из-за особенностей, по терминологии И. Гоффмана, «тотального института» - медицинского учреждения, детского дома, психоневрологического интерната, устроенного, в силу ресурсных и идеологических ограничений, по некоторым правилам, лишающих человека индивидуальности и поощряющих равнодушие. Для преодоления этих трудностей фотографам, желающим добиться эмоционального контакта, задействовать чувства зрителя, придется прилагать особенные усилия, а также, возможно, изучать существующие исследования ученых.
А самым интересным выводом лично для меня стало явное перемещение центра работы по осмыслению прошлого и социально ориентированных проектов настоящего за пределы Москвы. Здесь можно вспомнить не только нынешний томский прорыв, но и совместный проект о небольших городах и деревнях «Родинки на карте», инициированный новосибирцем Валерием Кламмом, и проекты о сибирских детских домах самого Кламма и Сергея Кристева, петербургские и пермские фотографические инициативы. И именно подобная «фотографическая децентрализация», как и возникновение очагов гражданских инициатив, идущих от самого сердца обычных, не связанных с «высокой политикой» людей, внушают мне много оптимизма и надежду на перемены к лучшему.

Виктория Мусвик